BugTraq.Ru
Русский BugTraq
http://www.bugtraq.ru/library/underground/pengo.html

Шпионские игры Пенго
mindw0rk
Опубликовано: dl, 17.09.03 00:27

Когда проект "Эквалайзер" раскрылся, вся германская пресса и многие зарубежные издания раструбили весть о хакерах-шпионах, работающих на русскую разведку. Это был невиданный случай в компьютерной истории, еще раз обративший внимание на проблему безопасности в сети. У каждого из участников проекта были свои мотивы. Кто-то пытался таким образом заработать деньги, кто-то - ощутить себя героем шпионского романа. Молодой берлинец Пенго ставил перед собой другую цель - стать лучшим хакером в мире, и КГБ могло помочь ему ее осуществить. Но закончилось все совершенно иначе.

Детство среди руин

24 июля 1968 г. в семье Ренаты и Готфрида Хьюбнеров произошло пополнение. Ганс Генрих Хьюбнер родился в то время, когда Германия уже встала на ноги после поражения в войне, и по всей стране велись реконструкции разрушенных зданий. Тем не менее, Берлин, пострадавший больше остальных городов, был все еще полон развалин. Для маленького Ганса эти мрачные памятники войны стали местом, полным романтики и приключений, которые он, вместе со своими дворовыми друзьями, исследовал в поисках трофеев. Это было интереснее, чем проводить время за зубрежкой школьных заданий, поэтому родителям часто приходили жалобы учителей на неуспеваемость сына.

В 12 лет Ганс ушел из дома и присоединил к сквоттерам - молодежной тусовке, вылетевшей из родительского гнезда и заселяющей заброшенные дома. Вступив в панк-группу, Ганс Хьюбнер перенял панк-культуру и полностью изменил свой имидж. Он выкрасил волосы в черный цвет, построил на голове 15-сантиметровый гребень, нарядился в кожаную одежду с армейскими сапогами и подсел на травку. Слоняясь целыми днями по улицам, Ганс частенько попадал в неприятности. Его неоднократно ловили за мелкое воровство, а один раз, выкурив изрядную порцию марихуаны, он очутился в больнице в невменяемом состоянии. Более двух лет юный панк жил как перекати-поле, не имея постоянного места жительства, не задумываясь о будущем. Рок-концерты, обкурившиеся приятели, захламленные помещения и затуманенный травкой рассудок стали его жизнью. До тех пор, пока в 1982 г. Ганс впервые не увидел компьютер.

От игр до сетей

В 14 лет юный бунтовщик вернулся домой и стал, как раньше, ходить в школу.

Родители к этому времени развелись, и Ганс жил с матерью. Возобновились связи со старыми приятелями, к которым он стал частенько захаживать в гости. В один из таких визитов, он обнаружил у своего школьного друга восьмибитную персоналку, которую тот взял у кого-то на время. Несмотря на свой скромный вид, эта маленькая коробочка с кнопками хранила в себе большие горизонты для исследований, требовалось только ввести нужную команду, и компьютер беспрекословно ее исполнял. Поигравшись в течение дня с чужой игрушкой, Ганс понял, что теперь не успокоится, пока не приобретет такую же. Достав все свои сбережения и заняв немного денег, он пошел в магазин и купил за 250$ свой первый компьютер - "Синклер" (самый дешевый по тем временам). Вернее, даже не сам компьютер - запчасти для него, которые потом пришлось им с другом собирать самостоятельно.

Ганс быстро освоил программирование. Прочитав запоем руководство по бейсику, он всего за пару недель разобрался во всех его тонкостях и написал несколько программ.

Кроме программирования, большим его увлечением стали игры. Возле школы находился компьютерный клуб, где стояло несколько игровых автоматов, там Ганс проводил все свое свободное время. В клубе собиралась большая толпа любителей поиграть и Хьюбнер всегда мог пообщаться с единомышленником. Кроме того, это заведение стало местом, где он приторговывал пиратскими программами, самостоятельно сняв с них защиту. Когда Ганс обнаружил способ играть нахаляву (он научился воспроизводить звук опускаемой монеты с помощью зажигалки со снятым колпачком), то еще больше подсел на игры, окончательно забросив школу. Любимой игрушкой, в которую парень рубился дни и ночи напролет, была "Pengo". Управляя пингвином, Ганс старался соединить определенные блоки до того, как истечет таймлимит или его сожрут снующие по экрану кошмароиды.

Компьютерные игры притягивали его как магнит. Бывали дни, когда он сутками не отходил от игрового автомата, гоняя пингвина в стотысячный раз по отточенному маршруту. Но когда Ганс открыл для себя мир компьютерных сетей - игры сразу перестали его интересовать. BBS и сеть Tymnet, с которыми его познакомил школьный приятель Бернам - счастливый обладатель навороченного C-64 - сразу поразили воображение Ганса. Можно было путешествовать по компьютерам, находящимся за тысячи километров от дома и, при наличии высоких привелегий, влиять на их работу. Бернам вскоре продемонстрировал такую возможность, получив полный доступ к машине одной из коммерческих компаний. Ганс стал ежедневным гостем в доме друга, и приятели, забыв о мире реальном, полностью погрузились в изучение виртуального.

Пенго

Когда стал вопрос о выборе псевдонима, Ганс сразу же выбрал слово Пенго - в честь любимой игры. Несмотря на то, что Бернам был не против частых приходов друга, Ганс решил во что бы то ни стало обзавестись собственным модемом. В итоге, после бессонных ночей с паяльником и схемами в руках, он сконструировал 120-бодовый агрегат, перегревающийся через каждые пару часов и нестабильно держущий связь. Тем не менее, Пенго мог теперь исследовать закоулки сети из своей квартиры, заниматься любимым делом, не отвлекаясь на поездки.

В середине 80-х. Ганс ежедневно занимался хакерством. Методом проб и ошибок, он пытался разобраться в новых вещах и, используя свои знания, искал способы проникновения на закрытые от посторонних компьютеры. Его не столько привлекала секретная информация, сколько удовольствие, получаемое от интеллектуального поединка с технологиями. Как и многие другие хакеры, Пенго специализировался в конкретной области, хорошо разбираясь в компьютерах VAX и ОС VMS. Он стал первым взломщиком, которому удалось проникнуть в хорошо защищенную систему CERN (сервер, объединяющий научные лаборотории в разных городах). В 1985 г. Пенго принял участие в конференции хакерского клуба "Chaos", собравшей сотни компьютерщиков и представителей прессы. В числе мероприятий был риалтайм-хакинг, на котором 17-летний Ганс сразу же обратил на себя внимание. Со всеми заданиями он справлялся одним из первых, легко проникая в любые компьютеры. На Chaos Communication Congress Пенго познакомился со многими интересными личностями. Один из них - Карл Коч aka Hagbard Celine - во многом повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

Эквалайзер

Коч не был хакером в полном смысле слова - он не умел программировать, пользовался программами и паролями друзей-хакеров. Но вместе с тем постоянно проникал в компьютерные системы в поисках чего-нибудь интересного. Через Хагбарда Пенго познакомился с Добом, Питером Карлом и Маркусом Хессом. У каждого из них имелись свои таланты: Доб специализировался на больших компьютерах Siemens, Хесс был экспертом по UNIX, Питер Карл - единственный из всех практически не разбирался в компьютерах, но имел очень полезное умение убеждать людей. Компания периодически собиралась в одной из кафешек или на квартире у Доба и, покуривая травку, обсуждала различные проблемы. Однажды на одной из таких встреч Питер Карл предложил, раз группа настолько талантлива, попробовать на этих самых талантах заработать деньги. План был прост - проникать в закрытые компьютерные системы и, скачивая секретную информацию, продавать ее другой стране, например, России. Можно выдавать инфу по кусочкам, можно - все сразу одним большим архивом (за 500 тыс. долларов). Проект был одобрен и получил название "Эквалайзер".

Надолго не оттягивая, Питер связался с агентом представительства КГБ в Германии Сергеем и договорился с ним об условиях сотрудничества. Сергея мало интересовали пароли доступа к разным компьютерам, которые подготовили для него хакеры. Подробные описания передовых технологий, исходники новейших программ, информация о научных разработках США и Германии - вот, что было нужно КГБ. Троица хакеров и курьер Питер Карл взялись за дело.

В отличие от остальных, Пенго думал не о деньгах, а о возможностях КГБ обеспечить его мощным компьютером, высокоскоростным модемом и безопасным окружением для хакерства. Он настолько был увлечен своим делом, что не видел разницы в том, кто воспользуется результатами его исследований и с какой целью. Встретившись с Сергеем, Пенго предложил создать все условия для нормальной работы в обмен на его, безусловно, высокую квалификацию взломщика. Но агента КГБ интересовали только информация и исходники, за которые он был готов заплатить хорошие деньги.

Для Пенго договор ничего не изменил. Он по прежнему занимался хакерством, просто некоторые свои находки теперь отдавал Питу. В 1986 г. он поступил в университет на факультет компьютерных наук, попутно подрабатывая разработкой разных утилит. Иногда Питер Карл награждал его несколькими сотнями баксов - половиной полученных от Сергея денег. Но нужные КГБ вещи в основном приходили от Маркуса Хесса, днем работавшего программером на фирме, а ночи проводившего за взломом компьютерных систем.

Сотрудничество с КГБ продлилось около двух лет, постепенно сводясь на нет. Хагбард, и раньше часто принимавший наркотики, уже не мог без них обходиться и большую часть времени пребывал под кайфом. Питер еще не оставлял надежд обогатиться за счет русских и пытался подбить товарищей достать чего-нибудь полезное.

Но Доб и Маркус имели хорошую работу и не хотели рисковать, а Пенго открыл свой маленький бизнес - фирму, предоставляющую услуги программирования. Все могло так и закончиться, тихо-мирно. Если бы некоторые участники группы не раскололись.

Суд и после суда

Первым сломался Хагбард. Обуреваемый манией преследования, он рассказал обо всем адвокату, а тот посоветовал пойти с повинной к властям. Меньше чем через неделю Пенго, давая интервью журналистам на тему своих хакерских похождений, проговорился о сделке с КГБ. Журналисты свели его с хорошим адвокатом, и тот тоже посоветовал признаться во всем, так как, по закону, в этом случае его могла ждать амнистия. В отличие от остальных членов группы, которым грозил суровый приговор за шпионаж. Хагбард и Пенго практически в один момент выложили все как есть, каждый на свой манер. Когда об инциденте узнала пресса, этот случай стал сенсацией номер один по всей Германии и даже за ее пределами. Заголовки типа "Хакеры - шпионы КГБ" пестрили во всех газетах, компьютерный андеграунд был возмущен столь низким нарушением хакерской этики.

В январе 1990 г. состоялся суд, на котором Пенго выступил свидетелем. Место второго свидетеля - Хагбарда - пустовало. Незадолго до этого его нашли сожженным в лесу, рядом со своей машиной. Никто не смог найти причину его гибели. Никто не знал - был это суицид или убийство. Несмотря на прочные доказательства вины всей команды, как оказалось - проданная советам информация была не такой уж секретной. По крайней мере, стоила она намного дешевле, чем 45 тыс. долларов, которые Сергей в общей сложности передал Питеру Карлу. А местами не стоила ничего, так как была в свободном доступе. Учитывая это, а также тот факт, что все, особенно Хагбард, успели пострадать за время следствия, судья вынес скромный приговор. Питер Карл получил 2 года условно и $1500 штрафа, Маркус Хесс - 20 месяцев условно и $5000 штрафа, Добб - 14 условных месяцев и $2500 штрафа. Ганса, за добровольное признание и содействие властям, амнистировали.

После суда Пенго в течение нескольких месяцев завязал с хакерством. Он вместе с друзьями основал новую программерскую фирму (из старой его выперли) и некоторое время работал системным программистом, совмещая должность администратора.

В 1990 г., в связи с переменами в Берлине, Ганс переехал в Вену, где женился. На родину он вернулся в 1992 г., продолжив работать в компьютерной сфере, разрабатывая различное ПО. Все это время он с интересом наблюдал за развитием хакерской сцены и принимал участие во многих security конференциях, включая CCC. Сейчас бывший хакер - активный мембер организации "Automaten E.V." (http://www.automatenbar.de), работает над собственным проектом, связанным с изучением влияния компьютерного слежения на нашу жизнь и воспитывает двух сыновей. А о своем хакерском прошлом вспоминает с грустной улыбкой ностальгии.


(c) mindw0rk, mindw0rk@mail.ru
(c) "Gameland", июнь 2003

обсудить  |  все отзывы (0)

[13178; 6; 6.33]




  Copyright © 2001-2024 Dmitry Leonov Design: Vadim Derkach